Схема-терапия при стационарном лечении пограничных расстройств

В этой статье мы в общих чертах рассмотрим эффективность применения схема-терапии (СТ) при стационарном лечении пограничных расстройств. Также мы кратко разберем взаимодействие СТ с невербальными техниками.

 

Схема-терапия при стационарном лечении

Схема-терапия (СТ) клиентов с пограничным расстройством личности (ПРЛ) применяется не только при амбулаторном лечении, но и при стационарном лечении, т.е. в клинической обстановке. В клинической обстановке оказанием помощи клиентам занимаются не только психотерапевты, но и другие группы специалистов. Для достижения оптимальных результатов пакет лечения, а также лечебная обстановка должны базироваться на последовательном СТ-подходе.

 

В следующем подразделе обсуждается, как объединяются невербальные терапии и СТ. Нам известны три неконтролируемых исследования, в которых задокументированы результаты (краткосрочные) стационарной схема-терапии пограничного расстройства личности [Reiss, Lieb, Arntz, Shaw, & Farrell, 2014], однако нам не известно ни об одном контролируемом исследовании, которое проводилось бы в несудебном стационарном лечебном учреждении. Мы также наблюдаем рост применения СТ в судебном секторе, особенно в отношении клиентов, страдающих самыми сложными случаями пограничного расстройства (ПР), в стационарных лечебных учреждениях усиленного режима. Рандомизированное контролируемое исследование, в котором СТ сравнивалась с обычным методом лечения ПР-пациентов стационарных лечебных учреждений усиленного режима, продемонстрировало превосходство СТ в ряде первичных и вторичных исходов.

 

Одной из самых недавних тенденций является применение СТ к детям и подросткам. Применение СТ в отношении детей и подростков оказывается более комплексным, чем в случае взрослых людей, поскольку дети и подростки проходят через разные стадии развития; к тому же, они обычно проживают вместе со своими родителями.

 

Поэтому необходима интеграция психологической и системо-ориентированной теорий развития с СТ. Схема-терапевты, работающие с детьми и подростками, найдут в книге Лузи и др. [Loose, et al., 2013] ответы на свои вопросы относительно того, как адаптировать СТ-технологии к тому факту, что детей невозможно рассматривать отдельно от их родителей. Родители детей с серьезными патологиями зачастую сами страдают теми или иными расстройствами личности. Настоятельно рекомендуется, особенно если один из родителей страдает ПРЛ, уделять особое внимание воспитанию детей с самого раннего возраста и предоставлять им дополнительную педагогическую поддержку.

 

В некоторых (экстремальных) случаях бывает необходимо отделить ребенка от его родителей, если, например, поведение одного из родителей остается пагубным для ребенка, несмотря на попытки изменить это поведение. СТ для подростков с ПРЛ еще не прошла формального тестирования. Правда, пилотные исследования указывают на позитивные результаты СТ [Geertzema, personal communication, 2019; Renner et al., 2013]. Еще одной тенденцией последнего времени является применение СТ для пожилых людей с ПРЛ. Эта категория клиентов обычно исключается из клинических испытаний, и зачастую из психотерапии, однако клинический опыт свидетельствует о том, что лечение в таких случаях возможно и что СТ является хорошей альтернативой [Khasho et al., 2019; Videleret al., 2017].

 

Применение схема-терапии в группах и в отношении супружеских пар в амбулаторных условиях также получило в последние годы значительное развитие [Atkinson, 2012; Simeone-DiFrancesco, Roediger & Stevens, 2015]. В следующих статьях мы кратко обсудим групповую терапию для клиентов с ПРЛ, а также терапию в отношении супружеских пар, в которых один из супругов страдает ПРЛ.

 

Схема-терапия и невербальные терапии

Невербальные терапии включают арт-терапию (художественную терапию), драма-терапию, танцевальную терапию, терапию движением, а также музыкальную терапию. В последние годы невербальные терапевты повысили, в частности, свою квалификацию в области СТ и включили этот подход в свои традиционные методы. Невербальные терапевты пришли к выводу о привлекательности модели режимов, поскольку они легко сочетают ее со своими традиционными методами. Клиенты зачастую ценят невербальные терапии с их экспериенциальными методами, поскольку они обеспечивают им связь с их режимами и понимание этих режимов.

 

Невербальные терапии предусматривают особые техники, которые могут запускать режимы, к которым было бы нелегко получить доступ при использовании вербальных терапий. Вообще говоря, создается ощущение, что психотерапевтическую СТ также следовало бы предлагать клиентам, чтобы помочь им интегрировать экспириенсы, обеспечиваемые при невербальной терапии. Если все терапевты — и невербальные терапевты, и психотерапевты — будут пользоваться одним и тем же языком и основывать свой подход на одной и той же модели, невербальная терапия может приносить огромную пользу, особенно клиентам с более сложными случаями ПРЛ.

 

Мусте, Веертман и Клаассен, а также ван Вреесвийк, Броерсен и Надорт описывают применение СТ при амбулаторной и стационарной формах лечения в Нидерландах. В одном из рандомизированных контролируемых исследований задокументированы замечательные результаты применения невербальной терапии, которая частично базировалась на СТ-модели для клиентов с ПРЛ [Haeyen, van Hooren, van der Veld & Hutschemaekers, 2018]. Обратите внимание, что ряд невербальных методов и техник включены в групповую СТ согласно модели Фаррелл и Шоу.