Режим здорового взрослого

Ранее мы уже рассмотрели режимы схем, использующиеся в схема-терапии (СТ) для лечения пограничных расстройств личности (ПРЛ). В этой статье мы подробнее изучим режим здорового взрослого.

 

Содержание

  1. Терапевтические отношения
  2. Чувства
  3. Мысли
  4. Действия
  5. Часто задаваемые вопросы

Терапевтические отношения

Терапевтические отношения меняются медленно, но уверенно, трансформируясь из отношений “родитель-ребенок” в отношения между двумя взрослыми. Клиент становится все более автономным и учится находить решения своих проблем без помощи терапевта. С самого начала терапии терапевт пытается установить контакт со здоровым взрослым, даже если моменты, когда такой контакт удается установить, случаются сравнительно редко. В частности, сталкиваясь с агрессивным и импульсивным поведением, терапевт пытается установить непосредственный контакт со здоровым взрослым и положить конец такому поведению, чтобы продолжить терапию.

 

Пример общения со здоровым взрослым, когда клиент хочет прекратить терапию

Нора угрожает прекратить терапию, поскольку ее приятель порвал отношения с ней и теперь ее жизнь потеряла какой-либо смысл.

 

Т: Нора, я понимаю, что сейчас в вашей жизни наступил очень трудный период, но я хотел бы обратиться к вашему режиму здорового взрослого. Прежде всего я хотел бы сказать ему, что вам не следует прекращать терапию, поскольку это создаст вам еще больше проблем. Я понимаю, что сейчас вам кажется бессмысленным продолжать терапию, но точно так же вам казалось, когда мы приступали к терапии, однако тогда вы нашли в себе силы продолжить терапию. Сейчас все кажется вам лишенным смысла, но ваш здоровый взрослый знает, что это пройдет, и я могу помочь вам в этом.

 

Чувства

Поначалу режим Здорового Взрослого укрепляется с помощью экспериенциальных техник и информации, сообщаемой клиенту терапевтом. Во время применения экспериенциальных техник терапевт всегда приводит пример того, как он действует, будучи здоровым взрослым. Клиент интернализирует все месседжи терапевта и вырабатывает новые представления о том, что следует считать здоровым и нормальным. Если терапевт замечает, что клиент чаще демонстрирует более здоровое поведение, он может также обсудить с клиентом вопрос о том, как распознать режим здорового взрослого. Если клиент сталкивается с какой-либо трудной ситуацией, терапевт может предложить ему вспомнить какую-то другую ситуацию, из которой ему удалось найти хороший выход, обратившись к своему здоровому взрослому. Терапевт просит клиента описать, каким тогда было его отношение к такой ситуации, какие тогда у него возникали мысли и чувства. Затем он просит клиента применить эти же навыки к его нынешней трудной ситуации.

 

На последней фазе терапии клиент уже способен выражать свои чувства и делиться ими с другими людьми. Это легко наблюдать во время сессий терапии, когда клиент выражает свои чувства, не сдерживаясь. Истории, которые клиент рассказывает терапевту, показывают способность клиента справляться со своими эмоциями и чувствами в его отношениях с другими людьми. Когда клиент переживает сильные эмоции, он может разобраться, какая из его старых схем вступила в действие. Чтобы самостоятельно справиться с этими старыми схемами, он может использовать альтернативные здоровые схемы.

 

Мысли

Все когнитивные техники ориентированы на формирование и укрепление здорового взрослого, поскольку они вырабатывают более реалистичный и учитывающий множество нюансов взгляд на окружающий мир. На второй фазе терапии терапевт подробно информирует клиента о том, как здоровый взрослый справляется в четыре этапа с проблемами или трудными ситуациями.

 

  1. Обращайте внимание на свои эмоции; будьте добры и принимайте все, что вы чувствуете. Чтобы научиться фиксировать свои эмоции, многим клиентам требуется “встроить” момент передышки. Если клиент опасается, что сейчас на него нахлынут эмоции, он может кратковременно отстраниться от трудной ситуации и, например, прочитать флэш-карточку с инструкциями для здорового взрослого.
  2. Остерегайтесь копинговых или родительских режимов, которые стремятся вмешаться в ситуацию. Здоровый взрослый заключает в себе эти режимы, стремясь как можно сильнее сдерживать их влияние.
  3. В чем вы действительно нуждаетесь в этой ситуации? Клиент анализирует, в чем он нуждается, с точки зрения своих базовых потребностей (таких, как безопасность, признание, понимание, утешение, и т.п.).
  4. Как я могу удовлетворить эту потребность? Что клиент может сделать в конкретной ситуации, зависит от самой этой ситуацию. Многим клиентам нужно усвоить, что важным первым шагом зачастую может быть сообщение о своих эмоциях людям, находящимся рядом с клиентом. Также может быть полезно сначала выяснить, что же именно происходит. В более угрожающих ситуациях необходимо также, чтобы клиент научился быть ассертивным и умел постоять за себя.

Если клиент знает, что делать, ему бывает трудно перейти к конкретным действиям. Поэтому в следующем разделе рассказывается о том, как научиться этому.

 

В конце терапии здоровый взрослый уже способен анализировать мысли, которые обусловливают появление у клиента угрожающих негативных мыслей или импульсивного поведения, и подвергать эти мысли сомнению. Клиент уже способен думать о себе и окружающем мире в целом с учетом всевозможных нюансов и умеет вести сакратический диалог (см. главу 6) у себя в голове, не записывая все свои мысли в когнитивный дневник.

 

Действия

В начале терапии клиент еще не может практиковать новое поведение. Поэтому на столь ранней стадии нельзя ожидать существенных перемен в его поведении. Но по мере формирования здорового взрослого терапевт может предлагать клиенту понемногу практиковать здоровое поведение.

 

На более поздних стадиях терапии клиент может готовиться к будущим ситуациям, рисуя в своем воображении ту или иную ситуацию, которая может случиться в будущем. После такого имагинативного упражнения терапевт выдает клиенту домашнее задание опробовать свое новое поведение на практике.

 

В конце терапии клиент участвует в разных видах деятельности, соответствующих образу жизни нормального взрослого человека, например поддерживать уже существующие дружеские отношения и заводить новых друзей. Клиент работает, или учится или занимается какими-то другими видами деятельности. Здоровый взрослый принимает окончательные решения относительно того, с кем из своего прошлого он желает поддерживать отношения, а с кем нет.

 

Часто задаваемые вопросы

Как узнать, есть ли у клиента режим здорового взрослого?

В первой половине терапии у терапевта иногда может создаваться впечатление, что он разговаривает со здоровым взрослым, хотя в действительности он имеет дело с защитником. Имея дело с клиентами, у защитника которых есть сильная склонность все рационализировать и говорить банальности, терапевт может прийти к выводу, что наблюдаемая им патология не так уж серьезна. На этой фазе терапевт должен спросить у себя, соответствует ли это здоровое поведение серьезности патологии в начале терапии. Чтобы прояснить этот вопрос, терапевт должен по меньшей мере проверить эмоции клиента.