Режим счастливого ребенка

Мы уже рассматривали режимы схем, использующиеся в схема-терапии (СТ) для лечения пограничных расстройств личности (ПРЛ). В этой статье мы подробнее рассмотрим режим счастливого ребенка.

 

Содержание

  1. Терапевтические отношения
  2. Чувства
  3. Мысли
  4. Действия
  5. Часто задаваемые вопросы

Терапевтические отношения

Терапевт не обязан все время быть серьезным. Он должен использовать каждую возможность посмеяться над какой-нибудь смешной историей клиента. Терапевт может рассказать какую-нибудь историю из своего собственного опыта. Иногда истории о собственных детях терапевта или каких-то других детях могут иллюстрировать то, как развлекаются дети.

 

Чувства

В конце упражнения на имагинативную рескрипцию важно, чтобы терапевт поиграл с ребенком или предоставил ему возможность поиграть с другими детьми. После того как он защитит и успокоит покинутого/обиженного ребенка, он предлагает ему поиграть вместе (или с другими детьми) в какую-нибудь игру. Клиент вряд ли сам предложит это, поскольку его родители, как правило, не предлагали ему поиграть с ними. Поэтому игра в компании с терапевтом даст клиенту возможность получить совершенно новый для него опыт.

 

Мысли

Обычно рекомендуется проинформировать клиента о естественной потребности детей играть, потребности взрослых в игре и использовании этой потребности на практике. Важно понимать, что терапия — это не только о том, как ослабить негатив, но и о том, как помочь клиентам найти в своей жизни позитив (радость, счастье, спонтанность, креативность, общение, и т.п.). Для развития счастливого ребенка другие когнитивные техники обычно не применяются. Когда клиент говорит, что игра бесполезна и является не чем иным, как пустой тратой времени, в нем говорит голос пунитивного или требовательного родителя. Таким образом, заставить пунитивного родителя замолчать — это, конечно же, очень хороший способ создать пространство для счастливого ребенка.

 

Действия

Реальные детские игры, такие как надувание воздушных шариков, или мыльных пузырей, или перетягивание каната, могут также применяться и в терапии. На более поздних фазах терапии клиенту можно предложить попробовать себя в каких-то новых для него занятиях и хобби, чтобы клиент оценил их и понял, как с помощью этих новых занятий и хобби можно сделать свою жизнь более содержательной и увлекательной.

 

Часто задаваемые вопросы

Как быть, когда клиенту кажется, что игра является пустым времяпрепровождением?

Когда клиент говорит, что игра является пустым времяпрепровождением, в нем, вероятно, звучит голос пунитивного или требовательного родителя. В таком случае терапевт должен приступить к борьбе с пунитивным родителем. Еще одна проблема может заключаться в том, что терапевт сам не привык уделять внимания счастливому ребенку, поскольку его учили, что терапия — дело серьезное. В таком случае он должен попросить о помощи своих коллег (особенно экспрепссивных, артистичных и психомоторных терапевтов).