Режим недисциплинированного / импульсивного ребенка

Когда клиент пребывает в режиме недисциплинированного / импульсивного ребенка, терапевту приходится реагировать по-другому. В этом случае он должен реагировать более непосредственно и общаться с клиентом сочувственно. В этом случае терапевт не должен позволять клиенту выпускать свой гнев. Напротив, терапевт должен спокойно обозначить пределы поведения клиента. Он должен отказаться исполнять требования клиента и в то же время объяснить ему, что разочарования и фрустрации являются неотъемлемой составляющей нашей жизни. Когда клиент успокоится, терапевт может помочь ему решить его проблемы более реалистичным способом.

 

Содержание

  1. Терапевтические отношения
  2. Чувства
  3. Мысли
  4. Действия
  5. Часто задаваемые вопросы

Терапевтические отношения

Самой важной техникой, когда приходится иметь дело с режимом импульсивного ребенка, является, наверное, эмпатическая конфронтация, полагающаяся главным образом на терапевтические отношения. С помощью этой техники терапевт, с одной стороны, выражает эмпатию с намерениями, лежащими в основе импульсивных действий этого режима, а с другой стороны, вступает с клиентом в конфронтацию в связи с необходимостью перемен (см. "Терапевтические отношения"). То же самое относится, в большей или меньшей степени, к режиму недисциплинированного ребенка. Если клиент не научился совладать с фрустрациями и выполнять скучные и утомительные задания, он реагирует подобно ребенку, которому не нравится делать то, что от него требуют, предпочитая играть.

 

Терапевт должен помнить, что в намерениях, связанных с импульсивными или недисциплинированными действиями, нет ничего плохого. Например, клиент хочет получить хороший экспириенс, хочет чувствовать себя любимым и бунтует против жалкого существования, которое он влачит в результате месседжей, получаемых от режима пунитивного родителя, или реагирует, как ребенок, которого плохо воспитывали и который не научился выполнять трудные или скучные задания, такие как уборка дома или ведение определенного круга дел.

 

Таким образом, терапевт выражает понимание и даже симпатию и похвалы в связи с потребностью клиента иметь позитивные экспириенсы, чувствовать, что его любят и ценят, или его потребностью играть и поддерживает протест клиента против режима пунитивного родителя. Далее, терапевт вступает с клиентом в конфронтацию по поводу того, как тот пытается удовлетворить эти потребности и как он бунтует против режима пунитивного родителя. Импульсивные действия заключают в себе высокий риск создания новых проблем, активизируя таким образом режим пунитивного родителя, и не приводят к надежным решениям задач, которые пытается осуществить клиент.

 

Например, желание найти настоящую любовь невозможно осуществить путем случайных, импульсивных половых связей с малознакомыми людьми, не заинтересованными в поддержании долговременных отношений. К тому же, импульсивные действия рискованны и приводят к разочарованиям, что в свою очередь приводит к дальнейшим пунитивным месседжам от режима пунитивного родителя и эмоциональным страданиям для режима покинутого/обиженного ребенка (повторение детских экспириенсов). После эмпатической конфронтации терапевт может решить либо работать с исходными чувствами режима покинутого/обиженного ребенка, либо работать над функциональными (неимпульсивными) способами удовлетворения эмоциональных потребностей, либо канализировать протестные импульсы клиента, направленные против режима пунитивного родителя или против плохого обращения в прошлом, через имагинативную работу или через историческую ролевую игру.

 

Строгая постановка пределов резервируется для импульсивных действий, которые, с точки зрения терапевта, нетерпимы в краткосрочной перспективе.

 

Чувства

Для исследования того, как эмоциональные потребности, которые приводят к импульсивным/недисциплинированным поступкам, воспринимаются в разных режимах на уровне чувств и мыслей, может использоваться техника нескольких стульев. После того как терапевт разъяснит клиенту протестный бэкграунд того или иного импульсивного поступка, для канализации протеста в определенную тему, в определенного человека или режим, могут использоваться экспериенциальные техники, такие как имагинативная рескрипция, рескрипция драмы и техника пустого стула.

 

Мысли

Чтобы клиент мог решить, следует ли вести себя импульсивно, можно использовать технику “за” и “против”. Это также относится к отсутствию действий со стороны недисциплинированного ребенка, т.е. его нежеланию выполнять какие-то важные задания. Рекомендуется учить клиентов рассматривать разные альтернативы. Чтобы помочь клиентам пересматривать свои импульсивные или недисциплинированные поступки и рассматривать разные альтернативы, можно использовать флэш-карточки.

 

Действия

Когда клиенту становятся ясны функциональные способы удовлетворения эмоциональных потребностей, его можно побуждать испытывать эти способы на практике. Когда важной проблемой оказывается протест против дурного обращения в прошлом, терапевт может помочь клиенту канализировать этот протест на человека, который дурно обращался с ним в прошлом. Например, клиент может написать этому человеку письмо (ни в коем случае не отправляя его!) или пообщаться с ним в ходе заранее подготовленной встречи (такая встреча может состояться во время терапевтической сессии, что даст возможность клиенту чувствовать эмоциональную поддержку со стороны терапевта). Иногда бывает необходимо, чтобы клиент дистанцировался от людей, которые порождают у него настроения протеста, и общался с более подходящими для него людьми (см. режим сердитого ребенка).

 

Клиенты, которые еще не научились выполнять скучные, но полезные задания, должны освоить техники решения проблем, с помощью которых они смогут решать свои проблемы постепенно, шаг за шагом.

 

Часто задаваемые вопросы

Как понять разницу между СДВГ и недисциплинированным/ импульсивным ребенком?

Далеко не всегда бывает легко выяснить, не замешан ли здесь диагноз СДВГ - синдром дефицита внимания и гиперактивности. Терапевт должен воспользоваться надлежащими диагностическими инструментами, чтобы выяснить, не страдал ли в детстве клиент СДВГ. Если у клиента в детстве был диагностирован СДВГ, рекомендуется как можно быстрее приниматься за лечение этого недуга, и лишь после этого приступать к лечению ПРЛ. Если клиент уже научился неплохо справляться со своей импульсивностью (возможно, с помощью соответствующих лекарств), то СТ продвигается успешнее.