Положительное и отрицательное наказание в обучении

В этой статье мы разберем подробно положительное и отрицательное наказание в обучении с помощью последствий (оперантное обусловливание). Ранее мы отдельно разобрали еще одну важную составляющую оперантного обусловливания - положительное и отрицательное подкрепление в обучении.

 

Содержание

  1. Наказание - ослабление поведения
  2. Положительное наказание: при наличии предшествующих факторов (А) поведение (В) приводит к неприятному последствию (С)
  3. Отрицательное наказание: при наличии предшествующих факторов (А) поведение (В) приводит к устранению или уменьшению желаемого последствия (С)
  4. Наказание в клинических условиях

Наказание - ослабление поведения

Понятие наказания часто приводит к путанице, так как оно существует в повседневном языке и связано с агрессивным исправлением и местью. Однако, когда дело доходит до теории обучения, важно помнить, что мы говорим об отношениях, которые влияют на поведение. Мы не используем это слово в каком-то юридическом или моральном смысле. Кроме того, легко найти примеры такого влияния на поведение в нашей собственной жизни: мы становимся менее склонными к выполнению определенного поведения, когда оно приводит к боли, беспокойству или чему-либо еще, что мы могли бы найти неприятным. Точно так же мы становимся менее склонными вести себя так, чтобы привести к существенным потерям того, что мы ценим. С точки зрения теории обучения штраф, например, считается наказанием, только если он имеет эффект уменьшения нежелательного поведения, которое было причиной его выписывания. Это важное различие: теория обучения относится к наказанию как к фактическому воздействию на поведение. Повседневный язык говорит о наказании как о событии, которое должно исправить поведение (или быть использовано ради него самого). Таким образом, наказание является следствием, которое уменьшает вероятность повторения поведения, которое произошло до этого последствия.

 

Положительное наказание: при наличии предшествующих факторов (А) поведение (В) приводит к неприятному последствию (С)

Положительное наказание определяется как процесс, в котором вероятность поведения уменьшается путем добавления или увеличения определенного последствия. Типичным примером положительного наказания является шлепок по пальцам, который ребенок получает, когда тянется к ручке горячей кастрюли на плите. Но помните, что функционально термин “наказание” одинаково применим и к суровому предостережению родителей, и к их крикам в страхе. Оба эти последствия могут ослабить вероятность того, что ребенок попытается дотянуться до ручки кастрюли в другой раз. Еще раз подчеркнем, что “позитивное” в данном контексте означает только то, что что-то добавляется, — неприятное следствие, которое уменьшает поведение. Другая возможность состоит в том, что поведение ослабляется устранением определенных последствий. Это может быть в том случае, когда устраняется или уменьшается желаемое последствие, такое как деньги, внимание или безопасность. Следовательно, это будет обозначено как “негативное наказание”. Давайте теперь кратко рассмотрим отрицательное наказание.

 

Отрицательное наказание: при наличии предшествующих факторов (А) поведение (В) приводит к устранению или уменьшению желаемого последствия (С)

Отрицательное наказание определяется как процесс, в котором вероятность поведения уменьшается путем устранения или уменьшения определенного последствия. В этом случае прототипическим примером является штраф, например библиотечный штраф за просроченную книгу. Поскольку нежелательное поведение (пользование книгой с просрочкой) сопровождается конфискацией некоторых наших финансовых активов, оно должно уменьшить нашу склонность к такому поведению. Служит ли штраф этой цели — это, однако, другой вопрос, причем эмпирического характера. Сам Скиннер указывал на неэффективность использования наказания как средства изменения поведения [Skinner, 1953].

 

Одна из проблем использования обучения, основанного на наказании, заключается в том, что одновременно с тем, что наказывает, вводится стимул, который делает избегание функциональным. Это проявляется во многих естественных случаях наказания. Если я чувствую стреляющую боль в спине, когда двигаюсь, это уменьшает вероятность моего движения (положительное наказание). В то же время, однако, это увеличивает вероятность моего отдыха или того, что я буду сохранять неподвижность, чтобы избежать боли (отрицательное подкрепление). Если меня переполняет тревога, когда я приближаюсь к другим людям, моя склонность к этому уменьшается (положительное наказание). Присущим этому процессу является тот факт, что склонность избегать людей, чтобы избежать тревоги, возрастает (отрицательное подкрепление). Эта тесная связь между введением наказания и подкреплением избегания может означать, что, когда наказание используется для изменения поведения, оно может не иметь желаемых последствий. Родитель, наказывающий ребенка, который рассказал ему о чем-то плохом (например, разбил лампу), рискует тем, что ребенок научится избегать говорить родителям определенные вещи.

 

Обусловливающие последствия в виде наказания часто имеют мало контроля над поведением, которое было подкреплено до этого. Несмотря на проблематичные побочные эффекты, наказание как решение, похоже, интуитивно привлекает нас, людей [Sheldon, 1995]. Даже если наше принятие телесных наказаний как средства контроля над нежелательным поведением снизилось за последние десятилетия, наша вера в суровые увещевания, словесные угрозы и агрессивную конфронтацию кажется твердой. К сожалению, это происходит даже во многих клинических условиях.

 

История человечества — это история наказания и вызывающего отвращение контроля. Наша вера в эти средства исправления нежелательного поведения, по-видимому, очень устойчива к признанию его неэффективности. Если наши дети, например, не слушаются, когда мы кричим на них, мы кричим громче. И если это все равно не срабатывает, мы попробуем что-то, что угрожает им еще больше. По иронии судьбы как люди мы, кажется, не имеем той же интуитивной веры в положительное подкрепление.

 

Наказание в клинических условиях

Последствия, которые имеют функцию наказания, оказывают огромное влияние на жизнь людей. Клиническое состояние, для которого это подходит, — депрессия. Целый ряд явлений, которые можно наблюдать, когда человек находится в депрессии, можно понять как последствия жизненной ситуации, которые имеют наказывающие функции [Martell, Addis & Jacobson, 2001). Леонард — пример этого.

 

Каждый раз, когда Леонард приближается к своим детям, он чувствует сильную вину за то, что не был таким отцом, каким хотел быть. Из-за своих чувств он, как правило, меньше претендует на то, чтобы проводить с детьми время. И они остаются у своей мамы даже в те дни, которые были согласованы как “его выходные”.

 

Мы только что определили последовательность, при которой приближение Леонарда к своим детям наказывается. Наказывающее последствие — это чувство вины, которое увеличивается, когда он приближается к своим детям, следовательно, это положительное наказание (рис. 5.10).

 

Рис. 5.10. Положительное наказание: Леонард и его дети

 

И в этом примере, как упоминалось ранее, мы видим взаимодействие с отрицательным подкреплением, в котором переживание вины функционирует как предшествующий фактор для избегания (рис. 5.11).

 

Рис. 5.11. Отрицательное подкрепление: Леонард и его дети

 

При избегании ситуации, которая вызывает чувство вины, неприятные ощущения временно уменьшаются. Но избегание (не видеть своих детей) не устраняет обстоятельств (отсутствие регулярного контакта со своими детьми, который он хочет иметь), в которых происходит это переживание вины. Напротив, избегание, скорее всего, послужит основанием для усиления чувства вины, поскольку проводить меньше времени со своими детьми — это не то, что Леонард считает поведением хорошего отца.

 

Избегающее поведение Леонарда также приведет к потере контакта с важными подкреплениями. Когда повседневное взаимодействие с детьми уменьшается, он рискует погасить те части своего поведенческого репертуара, которые действительно работают в контакте с детьми. (Как, например, вы поддерживаете поведенческий репертуар общения с подростками без регулярной практики?) Ситуация будет усугубляться по мере взросления детей. Всеобъемлющим последствием может быть потеря контакта с тем, что он ценит больше всего: его дети. Таким образом, в жизни Леонарда мы видим формирование контекста, который содержит большое количество неприятных переживаний, которые потенциально наказывают. Это, в конечном счете, ослабит диапазон поведения в его репертуаре даже в тех ситуациях, которые непосредственно не связаны с его детьми, такими как общение с друзьями (у всех есть семьи), общение на работе (где семейные вопросы являются регулярной темой обсуждения) или даже работа сама по себе (которая может приобрести часть своих подкрепляющих функций в связи с обеспечением вашей семьи).

 

Когда люди находятся в депрессии, их поведение характеризуется заметным снижением адаптивных действий. Они поставлены в ситуацию, которая с точки зрения теории обучения будет зависеть от наказания и угасания на широком фронте. Бездействие, разочарование, плохое настроение и тревога будут естественным сопровождением этого контекста [Martell, Addis & Jacobson, 2001]. Это отражается в том, как депрессивные люди часто описывают свою жизнь: "Ничто больше не работает, и все так тяжело”.

 

Анализировать функциональные аспекты поведения в клиническом контексте — это все равно, что распутывать сплетенные нити. Мы получаем важное понимание от этой аналитической детективной работы, потому что она позволяет нам лучше идентифицировать жизнеспособные вмешательства. В случае Леонарда важно, чтобы поведение, отличающееся от того, которое в первую очередь направлено на снижение аверсивного чувства вины, было подкреплено, особенно те его модели, которые потенциально функциональны в установлении более прочных и взаимовыгодных отношений с детьми. Одна из главных задач психотерапевта — помочь Леонарду в процессе, когда он может выдержать краткосрочные последствия наказания (например, чувство вины, которое возникает при его приближении к детям), чтобы связать его с теми целями, которые желательны с долгосрочной точки зрения (стабильные, постоянные отношения с детьми).

 

Мы сосредоточились на том, как последствия влияют на поведение индивида, но, как мы уже говорили, оперантное обучение — это также процесс, в котором поведение находится под контролем предшествующих стимулов. Об этом мы подробнее поговорим в следующих статьях.