18 дезадаптивных схем Янга

В этой статье перечислены и кратко описаны 18 схем, подробно описанных и резюмированных Янгом, Клоско и Вейсхааром [Young, Klosko, and Weishaar, 2003]. Возможно, вам также будет полезна статья о режимах схем, применяемых в схема-терапии (СТ) для работы с пограничными расстройствами личности (ПРЛ).

 

Содержание

Отстранение и отвержение

  1. Покинутость/нестабильность
  2. Недоверие/абъюз
  3. Эмоциональная депривация
  4. Дефективность/стыд
  5. Социальная изолированность/отчужденность

Недостаточная автономность и неспособность действовать самостоятельно

  1. Зависимость/некомпетентность
  2. Уязвимость к любым опасностям или болезням
  3. Чрезмерная привязанность/неразвитое Я
  4. Неудачник

Непонимание границ допустимого

  1. Привилегированность/грандиозность
  2. Недостаточный самоконтроль/самодисциплина

Направленность на других

  1. Покорность
  2. Самопожертвование
  3. Поиск одобрения/поиск признания

Чрезмерная бдительность и ингибиция

  1. Негативность/пессимизм
  2. Эмоциональная ингибиция
  3. Жесткие стандарты/сверхкритичность
  4. Пунитивность

Отстранение и отвержение

Клиенту кажется, что он не может полагаться на безопасность или предсказуемость своего окружения. Он считает, что не может рассчитывать на надежность, поддержку, эмпатию и уважение со стороны других. Он вырос и воспитывался в семье, в которой к нему относились холодно и отчужденно. Он чувствовал себя одиноко и не встречал эмоциональной поддержки; временами о нем не проявляли даже элементарной заботы. Его родители (попечители) вели себя непредсказуемо или абьюзивно, не интересовались им.

 

Покинутость/нестабильность

Клиенту кажется, что вскоре он потеряет всех, к кому он испытывает эмоциональную привязанность. Ему кажется, что все его близкие отношения в конце концов прервутся. “Важные другие” в его окружении воспринимаются им как ненадежные и непредсказуемые люди, поскольку он не может рассчитывать на их способность или готовность поддержать его и не может рассчитывать на их преданность ему. Они либо умрут, либо покинут его. В любом случае он останется в одиночестве.

 

Недоверие/абъюз

Клиент убежден, что другие будут пытаться, так или иначе, использовать его в своих целях. Ему кажется, что другие намеренно пытаются уязвить его, оговорить его, манипулировать им, и/или оскорбить его. Ему кажется, что он в любой ситуации окажется “крайним”.

 

Эмоциональная депривация

Клиенту кажется, что другие люди либо вообще не удовлетворяют его эмоциональные потребности, либо удовлетворяют их недостаточно. Эти потребности связаны с физическим уходом, эмпатией, любовью, защитой, дружбой и проявлениями внимания. Ниже перечислены самые типичные формы эмоциональной депривации.

 

  • Лишение заботы. Отсутствие внимания, тепла или дружбы.
  • Лишение эмпатии. Вас никто не слушает, никто вас не понимает и не разделяет ваших чувств.
  • Лишение защиты. Никто не дает вам советы и не пытается направ­лять вас.

Дефективность/стыд

Клиенту кажется, что он какой-то неполноценный и ущербный. Как только другие узнают его получше, они также обнаружат его неполноценность и не захотят иметь с ним дело. Ему кажется, что никто не посчитает его достойным своей любви. Он чрезмерно озабочен мнением других о себе и тщательно следит за каждым своим шагом, опасаясь показаться неадекватным. Эти чувства собственной неполноценности и неадекватности нередко порождают у клиента чувство сильного стыда. Дефективность/стыд могут быть связаны как с внутренними (“негативные” желания и потребности), так и с внешними (“некрасивая” внешность и социальная неадекватность) аспектами своего Я.

 

Социальная изолированность/отчужденность

Клиента не покидает чувство собственной изолированности от остального мира, непохожести на других людей. Ему кажется, что он ни на что не годен и ни для чего не подходит.

 

Недостаточная автономность и неспособность действовать самостоятельно

Клиенту кажется, что он неспособен действовать самостоятельно и независимо от других. Он вырос и воспитывался в “тепличных” условиях — в семье, где его чрезмерно опекали, защищали и не приучали к самостоятельности.

 

Зависимость/некомпетентность

Клиент неспособен взять на себя выполнение повседневных обязанностей и действовать самостоятельно. Он чувствует себя крайне зависимым от других в ситуациях, которые требуют от него принятия решений, касающихся простых повседневных задач, и попыток опробования чего-либо нового или непривычного для него. В таких ситуациях он выглядит совершенно беспомощно.

 

Уязвимость к любым опасностям или болезням

Клиент убежден, что в любой данный момент с ним может случиться что-то ужасное, и он ничего не сможет поделать, чтобы защитить себя от этой надвигающейся катастрофы. Он боится как медицинских, так и психологических катастроф, а также других видов несчастий. Чтобы избежать этих катастроф, он принимает чрезвычайные меры предосторожности.

 

Чрезмерная привязанность/неразвитое Я

Клиент настолько привязан к своим попечителям, что оказывается неспособен развивать свою собственную идентичность. Временами клиенту кажется, что он составляет неразрывное целое с другим человеком, и он не мыслит своего существования без этого человека. Такой клиент часто испытывает чувство пустоты и бесцельности своего существования.

 

Неудачник

Клиент убежден в своей неспособности действовать так же успешно (в том, что касается карьеры, образования или спорта), как люди его круга. Он кажется себе глупым, тупицей, невеждой, бесталанным. Он даже не пытается преуспеть в чем-либо, поскольку убежден, что его обязательно постигнет неудача.

 

Непонимание границ допустимого

Клиент имеет неадекватные представления о границах допустимого и недопустимого, у него отсутствует чувство ответственности, крушение каких-то планов и надежд равнозначно для него жизненной катастрофе. Он не умеет ставить перед собой реалистичные долгосрочные цели, ему нелегко работать вместе с другими людьми. Он рос и воспитывался в семье, где с ним не делились жизненным опытом и не наставляли его или заложили в него чувство превосходства над остальным миром. Родители почти ни в чем не ограничивали его и не побуждали его проявлять упорство и настойчивость в трудные периоды его жизни и/или учитывать интересы других людей.

 

Привилегированность/грандиозность

Клиенту кажется, что он “лучше остальных” и наделен особыми правами, который достоин лишь он один. Он не обязан следовать “обычным” правилам, поскольку он выше этих правил. Он может делать все, что ему заблагорассудится, не обращая внимания на других. Главной темой у него является власть и контроль над ситуациями и людьми. Клиент не проявляет ни малейшего сочувствия к другим людям.

 

Недостаточный самоконтроль/самодисциплина

Клиент совершенно не переносит неудач в достижении своих целей. Он не умеет подавлять свои чувства или порывы. Нередко такой клиент в первую очередь пытается избежать появления у себя чувства дискомфорта и прочих неприятностей (физической боли, конфликтов), а также необходимости прилагать чрезмерные усилия.

 

Направленность на других

Клиент всегда учитывает интересы других людей и подавляет свои собственные потребности. Он поступает так, чтобы добиться одобрения и любви со стороны других. Он рос и воспитывался в семье, где его принимали лишь при определенных условиях. Потребности и статус родителей всегда ставились выше потребностей ребенка.

 

Покорность

Клиент вверяет себя воле других, чтобы избежать возможных негативных последствий. Это может включать подавление всех его потребностей или эмоций. Клиенту кажется, что его желания, мнения и чувства безразличны другим людям. Это часто приводит к сдерживанию гнева, что впоследствии выражается в неадекватном поведении (например, в пассивно-агрессивном поведении или посредством психосоматических симптомов). Существует разница между подавлением потребностей и подавлением эмоций, но обычно они идут рука об руку.

 

Самопожертвование

Клиент добровольно и регулярно жертвует своими потребностями во имя других людей, которых он считает слабее себя. Если же он удовлетворяет свои собственные потребности, то у него возникает чувство вины за то, что он позволил себе это. Он чрезвычайно чувствителен к боли других людей. Поскольку его собственные потребности не удовлетворяются, он в конечном счете обижается на тех, о ком он проявляет заботу.

 

Поиск одобрения/поиск признания

Клиент старательно ищет в других одобрения, высокой оценки и признания себя и своих поступков. Он делает это за счет своего собственного развития и потребностей. Иногда это приводит к чрезмерному желанию достичь определенного статуса и получить социальное одобрение, чтобы добиться признания и обожания.

 

Чрезмерная бдительность и ингибиция

Ценой самовыражения и релаксации клиент подавляет свои спонтанные чувства и потребности и придерживается своего собственного набора строгих правил и ценностей. В семье клиента большое значение придавалось личным достижениям, перфекционизму, а также подавлению собственных чувств и эмоций. Попечители были критичны, пессимистичны и склонны к морализаторству, требуя соблюдения практически недостижимых высоких стандартов.

 

Негативность/пессимизм

Клиент всегда видит негативную сторону вещей, игнорируя или минимизируя позитивную их сторону. В конечном счете, все должно пойти “не так”, даже если сейчас все идет хорошо. Поскольку клиент убежден, что в конечном счете все пойдет “не так”, он постоянно пребывает в тревоге и напряжении, он всегда должен быть начеку. Он часто жалуется и не отваживается принимать какие-либо решения.

 

Эмоциональная ингибиция

Клиент всегда сдерживает свои эмоции и порывы, поскольку полагает, что выражение их повредит другим людям или вызовет чувства стыда и покинутости или утрату самоуважения. Это включает подавление всех спонтанных проявлений чувств (гнева, радости и т.п.). Клиент делает упор на рационализации.

 

Жесткие стандарты/сверхкритичность

Клиенту кажется, что он никогда не будет достаточно хорош и что он всегда должен работать еще упорнее. Чтобы избежать критики в свой адрес, клиент старается соответствовать необычайно высоким личным стандартам. Он очень требователен не только к себе, но и к окружающим. Следствием этого является перфекционизм, жесткие правила, и чрезмерная озабоченность рациональным использованием времени и эффективностью. Клиент достигает этого ценой отказа себе в удовольствиях, расслаблении и поддержании социальных контактов.

 

Пунитивность

Клиенту кажется, что людей следует строго наказывать за их ошибки. Клиент агрессивен, нетерпим к окружающим и нетерпелив. Он никому не прощает ошибок. Он не принимает во внимание конкретные обстоятельства или чувства, которые помешали другому человеку действовать не столь эффективно, как от него ожидалось.